29 сен 2020
Новости

Талгат НАРИКБАЕВ: Без подготовки честных, высокопрофессиональных специалистов не может быть конкурентоспособной страны!

Ректор Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Талгат НАРИКБАЕВ на республиканской августовской конференции педагогических работников в Астане выступил с предложением о создании в Казахстане Лиги академической честности.

В свое время такое же понимание важности выхода развития вузов на новый уровень привело к образованию американской Лиги плюща и британской Рассел Групп, которые являются мировыми локомотивами повышения качества образования, а вузы, вошедшие в них, являются самыми престижными в мире. Как возникла идея создания Лиги в Казахстане, насколько назрела необходимость поставить качество вузовского образования на рельсы честности, каковы главные приоритеты – об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Білімді ел – Образованная страна» с Талгатом Нарикбаевым.

– Талгат Максутович, именно из ваших уст прозвучала идея создания в Казахстане Лиги академической честности.  По вашему мнению, насколько важна консолидация усилий вузов для решения проблем качества образования? Какие задачи будут ставиться перед Лигой, в какой форме она будет действовать и как возникла идея именно такого названия?

 

– Важный этап развития образовательной системы государства – обретение самостоятельности вузов. Естественным шагом последующего развития этой системы является создание и укрепление саморегулирования высших учебных заведений. Мы предложили назвать Ассоциацию «Лигой академической честности» как продолжение ежегодного Международного форума академической честности, проводимого Университетом КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева совместно с Назарбаев Университет.  Лига открыта для всех организаций высшего образования, внедряющих принципы академической честности, признанные внутренние системы обеспечения качества образования, эффективные механизмы объективной оценки результатов обучения. Лига будет являться некоммерческой организацией со всеми правами юридического лица. Члены Лиги сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Лига не является вышестоящим органом управления по отношению к своим членам и не вправе вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Предметом деятельности Лиги будет участие в разработке и совершенствовании нормативных правовых актов Республики Казахстан, касающихся вопросов качества высшего образования, продвижение принципов академической честности и реализация любых проектов, направленных на повышение качества образования в Казахстане. Председательство в Лиге будет осуществляться организацией высшего образования на основе принципа ежегодной ротации. Высшим органом управления в Лиге будет Общее собрание ее членов, а руководящими и исполнительным органом – Совет Лиги и Исполнительный директор. Ревизионная комиссия будет обеспечивать финансовый контроль деятельности Лиги. Уверен, участие в Лиге положительно скажется на имидже вуза, конкурентоспособности его выпускников, качестве образования и научных исследований.

 – Вводя в практику те или иные нововведения в сфере образования, часто мы опираемся на передовой зарубежный опыт, в данном случае приводим пример Лиги плюща и британской Рассел Групп…

– Международный прогрессивный опыт всегда важно и нужно использовать, но я бы предложил всем нам как можно чаще опираться и на собственную историю. Одни из первых ярких личностей, сыгравших колоссальную роль в истории казахского общества ханы – Керей и Жанибек. Они были теми деятелями, которые оказали непосредственное воздействие на процесс образования Казахского ханства. По моим представлениям, уход Керея и Жанибека от Абулхаира, ставший первым шагом к образованию казахской автономии, был обусловлен стремлением создания ханства, основанного на справедливости и честности! Қазақ изначально означало свободный, вольный, таким образом название нашего народа характеризуется именно так. Почему самые разные народы стали уходить от своих привычных устоев и объединяться в Казахское ханство? Ответ очевиден – всех привлекало честное справедливое государство с правильными институтами правления. Очень много примеров из истории ханства, ярких фактов его демократических подходов в решении разных вопросов – все они вкупе говорят о коде казахской нации, к которому нам необходимо вернуться. Нам важно повернуться к нашей главной основной ценности – честности. Представьте, если все наше общество будет честным – будет ли коррупция? Только от честности исходит все, что может служить прогрессу и развитию общества, страны. Это основа любого общества. На мой взгляд, к нашей ментальности как нельзя лучше подходит слово АДАЛ – это стоит с новой силой актуализировать и популяризировать. В нашем вузе мы проводим идеологию через историю Казахстана, при чем не с начала 20 века, а намного более ранней, ведь настоящая история на самом деле начинается глубоко дальше. В ментальности нашего народа не было лени, обмана. Люди настолько были честны и доверяли друг другу, что двери никогда не закрывали на замки – они были всегда открыты и никто не воровал друг у друга, дастархан накрывался для любого проходящего мимо путника, который тут же становился гостем в доме.

– Вы убеждены, что если каждый из нас будет честен перед собой, друг с другом, в делах, поступках, в работе – то и в будущее всей страны можно смотреть уверенно?

– Думаю, если мы хотим понять каким же будет наше будущее, надо начинать в первую очередь с системы образования. Каким будет будущее через 10 лет? Давайте пойдем в школы и посмотрим существующую систему преподавания, программы обучения, на то какие растут дети. Каким будущее будет через 5-7 лет? Тогда посмотрим вузы, узнаем интересы молодых людей, их правдивость, честность, то, как и о чем они думают. Нынешняя закладка систем ценностей в образовании даст результат во взрослой жизни сегодняшних школьников, студентов. Когда мы говорим, что хотим видеть прекрасное будущее страны, мы должны заниматься молодежью и в первую очередь в ментальном отношении. В школах, вузах сегодня учатся будущие президенты, премьер-министры, судьи, прокуроры – никто не прилетит к нам из космоса или из другой страны. В будущем  сегодняшний школьник или студент будет влиять на нашу жизнь, на жизнь наших детей. Школа, вуз занимаются не настоящим, а будущим – таким образом, понятно о какой мере ответственности идет речь! Вот почему мы поднимаем на высоком уровне вопрос академической честности. Честность в образовании принято называть академической честностью, и эта тема актуальна для всего мира. Безусловно, функции воспитания берут на себя семья, детские сады и школы, но не меньшая ответственность за воспитание честных молодых граждан возложена на вузы. Мы должны дать правовое понятие академической честности, а она включает в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, ввести в законодательство это понятие, а также предусмотреть наказание участников образовательного процесса, пренебрегающих этой ценностью, так как без подготовки честных, высокопрофессиональных специалистов не может быть конкурентоспособной страны.

– Насколько активно непосредственно ваш вуз работает по академической честности, ведь если вы выступили с идеей Лиги, такой подход прошел свою обкатку в стенах родного университета?

–  Первый Международный научный форум «Академическая честность» Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева организовал с Назарбаев Университет три года назад. Форум впервые в стране собрал практиков, ученых для обсуждения вопросов развития академической честности в рамках инноваций в образовании. Участники отметили, что в эпоху высокой конкуренции повышение качества образования невозможно без соблюдения академической честности, которая включает в себя совокупность ценностей и принципов, развивающих личную честность в обучении, преподавании и оценке, научных исследованиях. И потому пришло время, используя международный, собственный опыт, а своеобразные кодексы чести приняты во многих вузах, разработать некий общий документ академической честности, которого бы придерживался каждый уважающий свое имя университет. Вопросы академической честности поднимались нами и на совещании – встрече с ректорами в Казахском агротехническом университете им. Сакена Сейфуллина, которое прошло с участием Д. Назарбаевой. «Ужесточение требований к качеству подготовки постепенно приведет к тому, что вузы сами будут вынуждены бороться за чистоту своих рядов, – отметила тогда Дарига Нурсултановна. –  Речь сегодня идет не только о студентах, но и, к сожалению, некоторой части профессорско-преподавательского состава, которые относятся сегодня к своей работе, как к коммерции, когда зачеты и оценки продаются, как товар. Это наносит урон нашей стране и тем поколениям, которые завтра с этими «липовыми» дипломами приходят в науку и образование, здравоохранение и науку, экономическую отрасль». Третий форум по вопросам академической честности мы провели в этом году совместно с Назарбаев Центром. Если взять наш вуз – вот уже на протяжении пяти лет активно пропагандируем честность в образовании.

– Какие вузы уже поддержали идею создания Лиги академической честности? Ведь решиться на вступление в нее могут только вузы, уверенные в себе и своем качестве образования?

– По сути, создание Лиги академической честности напрямую связано с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Очень важно, что идею Лиги поддержал министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев, который во главу угла ставит задачу качества в образовании и делает очень многое в целях улучшения образовательной сферы нашей страны. Заявив о своей поддержке идеи создания Лиги академической честности на площадке недавней августовской педагогической конференции, он подчеркнул, что участие в ней вузов – дело добровольное. Ведущие университеты страны – Назарбаев Университет, ЕНУ, КАЗНУ им. аль-Фараби, КИМЭП, АлмаU и еще 20 вузов выразили намерение участвовать в данной ассоциации на совещании с Премьер-министром по вопросам совершенствования высшего образования в РК. Глава государства всегда подчеркивает, что образование – это главное для нас, его мы должны все время улучшать.  Сколько возможностей казахстанской молодежи дал Президент, инициировав и поддержав программу «Болашак»! Сколько молодых талантливых ребят получив образование в лучших вузах, приехали вносить свою лепту в процветание страны. Это молодежь с большим багажом знаний, навыков, практики, зарубежным опытом. Сейчас, по прошествии 25 лет со времени старта «Болашак», мы видим, насколько мудрым и дальновидным был шаг Главы государства. Мы должны идти дальше, каждый на своем месте претворять в жизнь поручения Президента, направленные на развитие сферы образования.

– В 2021 году казахстанские вузы начнут выдавать своим выпускникам дипломы собственного образца – насколько, по вашему мнению, вузы готовы к этому?

–  Да, вузы будут выдавать выпускникам дипломы собственного образца, не «прячась» за дипломы государственного образца. Это сразу требует качества образования и дипломов, потому что работодатели будут выбирать кадры по имиджу вуза, по тому, насколько качественно он готовит своих специалистов. Министр заявляет о том, что качество и конкурентоспособность любого вуза будет определяться по трудоустраиваемости выпускников на основе данных ГЦВП, то есть по данным реальных пенсионных отчислений. Это самый объективный фактор оценки деятельности, эффективности и ориентирования на рынок труда. Если 40%-ый порог трудоустраиваемости не будет преодолен – создается прецедент к отзыву лицензии у вуза.  Думаю, такой подход был бы совершенно справедлив!

– Не могли бы вы рассказать об антиплагиат – системе, которую применяет ваш вуз и также могут могли бы применить другие вузы-члены Лиги академической честности?

– Члены Лиги должны будут применять международные системы противодействия плагиату, такие как Turnitin, и обязательную проверку всех письменных работ студентов и преподавателей в этой системе. На Turnitin подписан Рассел групп. КАЗГЮУ приобрел эту систему и работает по ней, поставив цель к 2020 году стать вузом мирового уровня. Эту систему в Казахстане применяют лишь несколько вузов, в их числе Назарбаев Университет и Академия Государственного Управления при Президенте РК. Программа сразу выдает плагиат, если он имеет место. Нередко получив задание написать эссе, студент начинает гуглить интернет, где легко находит целые абзацы, страницы, скачивает, подписывает своим именем и выдает за собственную работу. Берет из российского источника готовый текст, меняет РФ на РК и отчитывается о проделанном труде. Turnitin пресекает обман на корню, при этом на первый раз выдает предупреждение. В вузе начинается расследование по данной работе, которое проводится тщательно, затягиваясь по срокам даже на месяц. Человек, кого предупредили о возможно примененном им плагиате, до его завершения находится в постоянном напряжении, становится объектом внимания сокурсников. Все это очень негативно, отрицательно и другие студенты вряд ли захотят оказаться в таком положении. Тем самым запущен четкий механизм борьбы с плагиатом в стенах университета.  Должна формироваться культура «нонсенс, когда человек учится нечестно, выдает чужой труд за свой». Turnitin авторитетна и признана лучшими вузами, она гарантия качества образования, кроме глубочайшей прозрачности эта программа проводит еще и аналитику – когда вуз выдает все работы, их количество должно соответствовать количеству обучающихся студентов. Любая нестыковка вызывает вопросы, которые сразу ставятся перед вузом.

– Какие в стенах вуза применяются еще меры по развитию честности в образовании?

– В КАЗГЮУ на сегодня уже более 90% всех работ студентов принимаются в письменной форме. Почему мы пошли по этому пути? На наш взгляд, минус тестовой формы экзаменов в том, что, когда человек сдал работу, в случае вопроса относительного того, насколько ответы соответствуют реальному уровню знаний, никаких путей к тому, чтоб проверить это, нет. Устный экзамен тоже не самый объективный показатель знаний. Человек может показать коммуникативные навыки, ораторские способности, то есть многое при оценке зависит от того, какой сложились диалог с экзаменаторами, визуальное восприятие. Может иметь место не совсем объективная оценка знаний, «звонок сверху», а вероятно, даже и материальная заинтересованность. В аудитории студентам выдается лист бумаги с кодом, без имен и фамилий – на нем работа и выполняется, в присутствии рядом наблюдающих за ходом выполнения работ преподавателей и при наличии видеонаблюдения.

– Талгат Максутович, такое внутреннее стремление к честности, нежелание идти про привычному для большинства пути, пропагандировать с огромным энтузиазмом идеи о честности, справедливости – наверно не случайно, ведь формирование моральных принципов, взглядов в первую очередь идет из семьи, из того, какое было воспитание с детства в родительском доме… Логически вопрос переходит в воспоминание о Максуте Султановиче Нарикбаеве, вашем папе, невероятно талантливом, ярком человеке, который внес огромный вклад в построение нашего правового государства и непосредственно в становление КАЗГЮУ…

– Спасибо за теплые слова. Конечно, честности, справедливости меня учили с детства, очень многое в формировании взглядов на жизнь мне дал отец! И потом, есть свидетель, который всегда с тобой – это Бог, это самый мощный ориентир к внутренней честности, к тому, чтобы жить с «адал» – принципами. Самое важное мироощущение каждого человека, я в этом убежден, должно быть в патриотизме к своей стране, в стремлении быть достойным гражданином. Наше государство дает колоссальные возможности для развития экономики, здравоохранения, образования и так далее, создает все условия, вопрос только в исполнении на местах поставленных целей и задач. Каждый человек должен делать четко свою работу, и тогда в целом будет стройная гармоничная общественная система. Наладь каждый винтик общего механизма, скажем, в своем вузе – сделай так, чтобы в этот альма-матер шли за реальными знаниями, с уверенностью, что завтра вузовский диплом даст хорошую путевку в жизнь. Выпускник вуза не должен тщетно и уныло искать работу, он должен быть бриллиантом, который сверкает и притягивает работодателей. Это большая двусторонняя командная работа – и вуза и самого студента.

– Ваш вуз можно по праву назвать одним из самых прорывных, одними из первых вы создали корпоративный фонд Эндаумент с целью привлечения ресурсов для поддержки научных, социальных, инфраструктурных проектов и программ. Как работает фонд, насколько оправдывает возложенную на него миссию?

– Такие фонды есть в ведущих вузах мира, скажем, в Гарвард от фонда поступает 35 млрд долларов, в Стенфорд – 21, 4 млрд. В нашей стране пока еще не в полной мере бизнесом понимается их мера социальной ответственности. Фонд Эндаумент строится на благотворительности тех, кто имеет возможность и стремление поддерживать будущее молодежи, образования. Я убежден, что образование должно быть вообще бесплатным для студентов, но оно никогда не будет таким, пока бизнес не поймет важность инвестирования образования. Приведу пример. Государство дает на обучение одного студента по гранту 340 тыс. тенге, а себестоимость обучения одного студента в нашем вузе составляет 620 тыс. тенге. В этом году к нам пришло 100 ребят по гранту – мы с радостью их приняли, потому что это талантливая молодежь, с хорошими баллами на ЕНТ, устремленная получить знания. Вероятно, в будущем мы внедрим бесплатное обучение, вы скажете, что это утопия – да, если не найдутся другие источники привлечения денег, не от студентов, а тех, кто готов поддержать их обучение за счет возможностей своего бизнеса, наших результатов научных исследований, фонда Эндаумент. Миссия нашего вуза – служение людям, путем предоставления качественного и доступного образования. Постепенно университет увеличивает число иностранных студентов, в том числе в рамках академической мобильности. В этом году выделили 10 грантов ребятам из Узбекистана, приехали 10 студентов из России, учатся ребята из Кореи, Афганистана. Своих студентов нужно готовить не по требованиям сегодняшнего дня, а завтрашнего. Образовательные программы должны пересматриваться каждый год, не быть догмой, чем-то застопоренным, ведь мы вплотную пришли ко времени, когда начинается конкуренция образовательных программ, а не университетов. Я счастлив, что в Университете  КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева работает команда настоящих профессионалов, думающих о будущем студентов.

– Каков на ваш взгляд образ молодого человека, который идет учиться на юриста?

– Любой человек, неважно на какую специальность идет, а тем более на правоохранительную, должен быть честным, стремящимся принести пользу людям, способным ставить личные устремления ниже общественных. Еще раз хочу отметить, что в Казахстане очень много делается для людей, и чтобы все шло во благо государства и его процветания, честность должна засесть в сердцах, умах всех граждан и в особенности у молодежи, подрастающего поколения.

– Благодарю вас, Талгат Максутович, за беседу! И – успехов вашему вузу и зарождающейся при вашем непосредственном активном участии Лиге академической честности!

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Фото PR-службы КАЗГЮУ